База знаний
Где можно проверить товарный знак на уникальность
Проверить товарный знак на уникальность его разработчики могут самостоятельно на специальных сервисах. Для этого название обозначения вбивается в строку поиска на сервере, и будущий владелец ТЗ получает результат, который покажет уникально обозначение или нет.
Поиск осуществляется, как правило, по российским и международным базам, базам доменных имен и заявок на регистрацию.
Для более точного поиска важно указать класс МКТУ (Международная классификация товаров и услуг, которая содержит 45 классов), благодаря чему можно быстрее и более точно обнаружить интересующие разработчика знаки.
Следует отметить, что самостоятельный онлайн-поиск, как правило, проводится только по словесным товарным знакам, а если имеется необходимость регистрировать логотип или комбинированный товарный знак, то лучше привлечь специалистов.
Среди наиболее часто используемых баз данных для осуществления проверки на уникальность товарного знака можно выделить:
1. Информационно-поисковая система ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Это ведомство ведет учет всей интеллектуальной собственности в России и позволяет осуществлять поиск не только товарных знаков и общеизвестных товарных знаков, но и изобретений, полезных моделей, наименований мест происхождения товаров, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем и классификаторов. (https://searchplatform.rospatent.gov.ru)
2. База Linkmark.ru самая распространенная база поиска онлайн по товарным знакам. (https://linkmark.ru/?ysclid=m06evqhm1p834029939)
Для поиска на сайте обозначений, в том числе и международных регистраций, заявленных на Россию, можно использовать их название, изображение с использованием кодов Венской классификации, номер, а также информацию о правообладателе. Поиск на сайте проводится с использованием нескольких независимых баз, среди которых можно выделить: зарегистрированные товарные знаки РФ и НМПТ (наименования места происхождения товаров); признанные общеизвестными товарные знаки; международные регистрации, распространенные на Россию; ранее поданные заявки на товарные знаки РФ и НМПТ.
3. Global Brand Datebase
Глобальная база данных позволяет получить доступ к полной информации о товарных знаках (название товарного знака, имя и адрес владельца, даты регистрации и истечения срока действия, информацию о классе, статус и сопутствующие документы).Благодаря этому сервису можно проверить обозначение по товарным знакам, реестру доменных имен (в зонах ru, su и рф) и базе юрлиц, он предоставляет доступ к международной и российской базам товарных знаков, а также предлагает инструменты поиска для изучения информации о товарных знаках и выявления потенциальных конфликтов, отслеживания заявок на регистрацию товарных знаков.
Также база данных дает информацию о товарных знаках, зарегистрированных в рамках Мадридской системы международной регистрации знаков , INN (международные непатентованные наименования) от ВОЗ , коллекцию Ведомства интеллектуальной собственности Европейского Союза (EUIPO).
Следует обратить внимание, что этот сервис поддерживает несколько языков, позволяя пользователям выполнять поиск, по ключевым словам, названиям торговых марок, именам владельцев, что дает возможность пользователю искать торговые марки, используя местную или международную терминологию.
Уникальной особенностью этой глобальной базы является возможность поиска по изображениям, что важно для специалистов по товарным знакам и владельцев брендов при выявлении потенциальных нарушений.
Что делать, если обнаружен сходный до степени смешения товарный знак?
Большинство вновь созданных товарных знаков требуют доработки, так как они либо схожи до степени смешения с уже существующими обозначениями, а значит не соответствуют критерию уникальности, либо не обладают различительной способностью (охраноспособностью).
В этом случае его не следуют подавать на регистрацию, так как все равно от Роспатента будет получен отказ, а значит упущено время и утрачены финансовые возможности. Смена названия товарного знака также может сопровождаться временными и финансовыми издержками и более поздним выходом на рынок.
Чтобы избежать этого можно попросить правообладателя сходного знака дать разрешение на регистрацию своего обозначения, если существование двух знаков не вводит потребителя в заблуждение. Согласие получают за вознаграждение или безвозмездно по договоренности.
Также можно доработать обозначение с патентным поверенным, например, можно сделать комбинированный товарный знак, добавив графическое изображение.
В заключение хотелось бы отметить, что сервисы для самостоятельной проверки товарного знака, к сожалению, не дают стопроцентного результата – с их помощью можно сделать предварительную проверку, оценить риски, познакомиться с широким полем товарных знаков. Однако чтобы выполнить более точную проверку, нужно привлекать патентного поверенного, который знает особенности законодательства РФ и юридической практики, а также может использовать для поиска и наиболее полные, но закрытые базы.