База знаний

Абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака

29.02.2024 15:00:00
Зарегистрированный товарный знак позволяет не только надежно защитить бизнес, но и в качестве нематериального актива предоставить возможность компании получить дополнительную прибыль через заключение лицензионного договора или предоставления франшизы.

Работа над товарным знаком требует много времени, усилий и привлечения специалистов разного профиля, поскольку товарный знак должен нести в себе информацию не только о характеристиках товара или услугах, но и быть уникальным, оригинальным и привлекательным для потребителей.

При подаче заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент заявитель может получить отказ. Поэтому, прежде чем её подавать, необходимо учитывать абсолютные и относительные основания для отказа, которые подробно перечислены в статье 1483 Гражданского кодекса России. Если выявлены абсолютные основания для отказа, то товарный знак не удастся зарегистрировать, но возможность оспорить и попытаться зарегистрировать обозначение остается при обнаружении относительных оснований.

Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака, выявленные в процессе проведения экспертизы по существу, касаются содержания обозначения и его дизайна, то есть, всего того, что выделяет его среди других однородных товаров и/или услуг. Среди них:

  • обозначения, не обладающие различительной способностью согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ (например, использование реалистических или схематических изображений товаров, а также отдельных букв алфавита или цифр без оригинального графического исполнения и не имеющих смыслового значения);
  • простые указания товаров или услуг (например, «молоко», «шоколад», «блокнот» и т.д.);
  • общепринятые сокращения и аббревиатуры («ВУЗ», СНГ, СПб и т.п.);
  • наличие графического или словесного обозначения объектов культурного наследования;
  • обозначения, затрагивающие общественные интересы или нарушающие нормы морали и гуманности;

  • общепринятые символы и реалистичные изображения, поскольку являются общеизвестными (например, знаки препинания, символ, используемый в электронной почте, геометрические фигуры и линии или их сочетания);

  • обозначения, указывающие на свойства и вид товаров;
  • товарные знаки, которые вводят потребителя в заблуждение или несут ложную информацию (например, о качестве товара или его свойствах) или сходные до степени смешения с уже зарегистрированным обозначением или имеет признаки сходства с общеизвестным товарным знаком;
  • информация об указании места изготовления или происхождения товара.

Важно помнить, что обозначение не может состоять только из неохраняемых элементов согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ, например, товарный знак состоит из общепринятых символов и терминов, характеризующих товары, которые указывают на их вид (простые наименования товаров – кефир, мармелад, масло сливочное и т.п.), качество (лучший, натуральный, полезный, здоровый и т.д.), количество (вес, объем, цена товара, дата производства), а также свойство, назначение, время, место и способ их производства или сбыта.

Заявитель получит закономерный отказ в регистрации товарного знака, если все перечисленные выше неохраняемые элементы занимают в обозначении доминирующее положение. Если они не занимают ключевого положения, то они могут быть включены в состав обозначения без предоставления ему самостоятельной правовой охраны, а значит и монополии на них.

Однако существует исключение, например, регистрация обозначения, состоящего только из неохраняемых элементов возможна, если оно хорошо известно потребителям в результате использования еще до подачи заявки в Роспатент, то есть, оно приобрело различительную способность.

Также следует отметить, что в регистрации товарного знака может быть получен отказ, если в обозначение включена государственная символика. Так, согласно статье 1483 ГК РФ, нельзя регистрировать официальные символы (герб, флаг, само наименование государства, сокращения государственных ведомств, объединений государств и международных организаций).

При прохождении экспертизы по существу эксперты сравнивают обозначение не только с уже зарегистрированными товарными знаками, но и с теми, которые находятся еще на какой-то из стадий делопроизводства, а также с дизайном и внешним видом промышленных образцов, обладателям которых выдан патент.

Относительные основания для отказа в регистрации могут быть связаны с наличием в обозначении орфографических ошибок, с указанием фамилий, имен или псевдонимов знаменитых личностей без их согласия.

Если товарный знак напоминает известные художественные произведения или ассоциируется с ценными объектами культурного и/или природного наследия, памятниками, произведениями и ценностями из фондов музеев и коллекций, то использовать их в обозначении без согласия их владельцев или правообладателей также запрещено.

В заключение хотелось бы добавить, что отказ в регистрации возможен, если во время не оплачена госпошлина, своевременно не высланы дополнительные материалы, ответы на запросы Роспатента или наличие недостоверных данных в заявке при изменении почтового адреса или других реквизитов (в таком случае обязательно направляется в Роспатент ходатайство о внесении изменений).

Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу