Изобретателями могут быть не только взрослые, но и дети. Это их естественное состояние. У них более развито творческое мышление, необремененное знаниями и запретами, что помогает им придумывать то, что взрослым не дано. Именно ребенок пытается решать задачи, придумывая нестандартные способы их решения, и нередко добиваются поставленных целей, но с помощью взрослых. Например, в 1824 году 15-летний Луи Брайль, сын сапожника, изобрел систему рельефно-точечной письменности для слепых и слабовидящих людей (шрифт Брайля), а 6-летний Роберт Пэтч (в 1936 году), посетив магазин игрушек с отцом, но ничем не заинтересовавшись, нарисовал машину, какую бы ему хотелось. Позже его отец самостоятельно смастерил первый самосвал и в дальнейшем запатентовал изобретение.
В 2012 году калининградский школьник Энвер Курбанов изобрел способ добывать энергию из дождя для зарядки мобильных телефонов, а ученик свердловской школы Сергей Халявин (в 2016 году) и его учительница технологии Оксана Фирсова изобрели компьютерную мышь для людей без верхних конечностей.
Обладателем патента на изобретение также стал 11 – летний Владислав Корень из Ангарска, запатентовавший игрушечную автостраду. В соавторах указаны и взрослые - Марина Шпаковская и Михаил Жаврин, которые, вероятно, помогли его оформить.
Интересная разработка, направленная на развитие мелкой моторики рук, для детей с ограниченными возможностями и не только для них была сделана 13-летней Алсу Таржемановой (РФ). (
https://materinstvo.ru/art/15977 Materinstvo.ru)
Однако для несовершеннолетних реализовать идею, создав опытный образец, провести испытания, привлечь инвесторов и запустить бизнес-проект без помощи взрослых едва ли возможно, а тем более зарегистрировать свое изделие в качестве изобретения¸ полезной модели или промышленного образца и получить патент в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС).
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 18 ГК РФ человек обладает правом автора на результаты интеллектуальной деятельности с рождения, то есть и до 18 лет, все же оформление прав на объект интеллектуальной собственности (ИС) у несовершеннолетнего имеет свои особенности и трудности.
Так, до 14 лет ребенок считается малолетним и согласно ст. 28 ГК РФ сделки за него могут совершать только законные его представители. Самостоятельно дети до 14 лет могут совершать только сделки, например, направленные на безвозмездное получение выгоды или не требующие нотариального удостоверения и государственной регистрации, но сделки по распоряжению объектами ИС в эту категорию не входят и их реализация осуществляется законным представителям ребенка (родители, усыновители или опекуны).
Таким образом, ребенок в возрасте до 14 лет, создавший объект ИС, может быть признан его автором, так как согласно ст. 1347 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается тот гражданин, кто создал его своим творческим трудом. Но зарегистрировать этот объект и получить патент на него, а потом реализовать в каком-либо бизнес-проекте сможет только законный представитель несовершеннолетнего (в соответствии со ст. 28 ГК РФ). Обобщая вышеуказанное, можно сказать, что ребенок, создавший объект ИС в возрасте до 14 лет, может быть признан его автором, но получить патент и коммерциализировать его способен только его законный представитель.
Начиная с 14-летнего возраста до 18 лет, дети считаются несовершеннолетними, и их дееспособность признается частичной. Однако согласно ст. 26 ГК РФ они вправе самостоятельно и без согласия законных представителей осуществлять свои личные неимущественные, имущественные и иные права в отношении созданной им интеллектуальной собственности. То есть, гражданин с 14 лет вправе регистрировать исключительные права на результат интеллектуальной деятельности в Роспатенте и получать патент на свое имя. Также он вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец любыми не противоречащими закону способами, распоряжаться исключительными правами, заключая лицензионные соглашения, отчуждая права и т. п.
Следует отметить, что требования к оформлению заявки и подготовки документов для Роспатента общепринятые и для несовершеннолетних. Также как и в случае подачи документов в Роспатент взрослыми изобретателями, проводится формальная экспертиза, экспертиза по существу, а после успешного прохождения экспертизы и завершения регистрации, правообладатель получает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.