База знаний
Блогер и авторское право. Правовые риски
13.09.2024 11:45:00
Работа блогеров связана с определенными правовыми рисками - при нарушении закона он может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.
Одним из значимых рисков является нарушение авторских прав. Несмотря на то, что авторские произведения можно использовать в личных целях, но при этом цитируя и указывая автора, все же неправомерно их использование в коммерческих целях без согласия автора. В противном случае это повлечёт за собой конфликт и, как следствие, долгие судебные разбирательства.
Необходимо помнить, что цитирование должно соответствовать определенным условиям – текст автора должен использоваться с научной, образовательной или культурной целью с указанием источника, а его объем не должен превышать 13%.
При использовании авторского контента с коммерческой целью необходимо заключать с ним договор, в котором оговаривается факт передачи права автора на результаты его интеллектуальной деятельности.
Ответственность за нарушение исключительного права, связанного с неправомерным использованием авторского контента, регулируется статьей 1301 ГК РФ, а за незаконное использование товарного знака — статьей 1515 ГК РФ.
С другой стороны, и блогер имеет право на защиту своего контента. Одним из способов защиты является депонирование материала. В этом случае он помещается на хранение в защищенную ячейку с фиксацией авторства, даты и времени загрузки, а автор получает свидетельство, подтверждающее авторские права, которое можно использовать в суде.
Не менее важными приемами для подтверждения авторства являются применение символа ©, различных технических средств защиты и добавление водяных знаков, которые используются, как правило, на визуальном контенте с указанием имени, адреса блога. Можно добавлять дисклеймеры с предупреждением об уголовной ответственности за нарушение авторских прав.
Согласно российскому законодательству блогеры могут применять псевдоним в процессе своей работы, предварительно зарегистрировав его в Международном реестре ISNI (International Standard Name Identifier), а в дальнейшем и в качестве товарного знака. Также регистрировать можно имя и фамилию автора, название компании или бренда, слоган, используемый для маркетингового продвижения (например, блогеры Катя Клэп, Марьяна Ро, и многие другие зарегистрировали товарный знак – Maryana Ro для классов МКТУ 3, 16, 25, 29, 30, 32, 45, 41, 43, № 807655; Kate Claap для класса МКТУ 38, № 650330.
Важно помнить о соблюдении определенных условий с целью защиты контента блогов в социальных сетях. Так, для каждого нового ресурса необходимо создавать новый пароль, а при его восстановлении или подтверждении безопаснее всего использовать номер телефона, а не адрес электронной почты, которую не следует указывать и при регистрации в социальных сетях.
Кроме того, необходимо в целях безопасности не заходить на сомнительные сайты и подключать двухфакторную аутентификацию.
Таким образом, контент блога также относится к объектам авторского права, охраняемых законодательством в соответствии со ст. 1255 ГК РФ. То есть, у блогера есть исключительные права и личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и всегда закреплены за ним: право на имя, авторство, неприкосновенность и право на обнародование, которое возникает в момент создания контента. В случае возникновения судебных споров блогер обязан предоставить правоподтверждающие документы о принадлежности его авторских прав на созданную работу.
Необходимо помнить, что цитирование должно соответствовать определенным условиям – текст автора должен использоваться с научной, образовательной или культурной целью с указанием источника, а его объем не должен превышать 13%.
При использовании авторского контента с коммерческой целью необходимо заключать с ним договор, в котором оговаривается факт передачи права автора на результаты его интеллектуальной деятельности.
Ответственность за нарушение исключительного права, связанного с неправомерным использованием авторского контента, регулируется статьей 1301 ГК РФ, а за незаконное использование товарного знака — статьей 1515 ГК РФ.
С другой стороны, и блогер имеет право на защиту своего контента. Одним из способов защиты является депонирование материала. В этом случае он помещается на хранение в защищенную ячейку с фиксацией авторства, даты и времени загрузки, а автор получает свидетельство, подтверждающее авторские права, которое можно использовать в суде.
Не менее важными приемами для подтверждения авторства являются применение символа ©, различных технических средств защиты и добавление водяных знаков, которые используются, как правило, на визуальном контенте с указанием имени, адреса блога. Можно добавлять дисклеймеры с предупреждением об уголовной ответственности за нарушение авторских прав.
Согласно российскому законодательству блогеры могут применять псевдоним в процессе своей работы, предварительно зарегистрировав его в Международном реестре ISNI (International Standard Name Identifier), а в дальнейшем и в качестве товарного знака. Также регистрировать можно имя и фамилию автора, название компании или бренда, слоган, используемый для маркетингового продвижения (например, блогеры Катя Клэп, Марьяна Ро, и многие другие зарегистрировали товарный знак – Maryana Ro для классов МКТУ 3, 16, 25, 29, 30, 32, 45, 41, 43, № 807655; Kate Claap для класса МКТУ 38, № 650330.
Важно помнить о соблюдении определенных условий с целью защиты контента блогов в социальных сетях. Так, для каждого нового ресурса необходимо создавать новый пароль, а при его восстановлении или подтверждении безопаснее всего использовать номер телефона, а не адрес электронной почты, которую не следует указывать и при регистрации в социальных сетях.
Кроме того, необходимо в целях безопасности не заходить на сомнительные сайты и подключать двухфакторную аутентификацию.
Таким образом, контент блога также относится к объектам авторского права, охраняемых законодательством в соответствии со ст. 1255 ГК РФ. То есть, у блогера есть исключительные права и личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и всегда закреплены за ним: право на имя, авторство, неприкосновенность и право на обнародование, которое возникает в момент создания контента. В случае возникновения судебных споров блогер обязан предоставить правоподтверждающие документы о принадлежности его авторских прав на созданную работу.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию