База знаний

Блогосфера и интеллектуальная собственность

24.10.2024 10:27:00
     Блог представляет собой комплекс различных произведений и состоит из большого количества таких объектов интеллектуальной собственности как тексты, фотографии, иллюстрации, инфографика, видеобращения, видео уроки, базы данных, литературные произведения и так далее. Как правило, блог размещается в онлайн-журналах, на веб-сайтах, на страницах в интернете, может быть опубликован через специальные блог-платформы (WordPress, Яндекс.Дзен и т.п.) или социальные сети (ВКонтакте, YouTube, Telegram и др.), где автор может поделиться своим контентом с подписчиками.
     Блогером можно назвать любого человека, распространяющего общедоступную информацию в интернете и имеющего устойчивую аудиторию. Его правовой статус регламентируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «это владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ, к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет». Если с 2014 года блогеры были обязаны регистрировать свой блог в качестве средства массовой информации (СМИ), то уже с 2017 года они делали это на добровольной основе.
     Необходимо отметить, что вся информация, помещаемая блогером на свою страничку/сайт и созданная самостоятельным творческим трудом, является объектом интеллектуальной собственности и защищается авторским правом с позиции положений части IV ГК РФ.
    Однако помимо объектов авторских прав не менее актуален и такой объект смежных прав, как исполнение (ст. 1304 ГК РФ), так как блогер при подаче своего материала может привлекать подписчиков не только содержанием контента, но и своей креативностью и артистичностью при его подаче, а потому ему может быть присвоен статус исполнителя (ст. 1313 ГК РФ). Необходимо помнить, что исполнение может охраняться в качестве объекта смежных прав только в том случае, если оно выражено в такой форме, которую можно воспроизвести и распространять с помощью технических средств.
     То есть, под авторским контентом блогера следует понимать результат его интеллектуальной деятельности, созданный самостоятельным творческим трудом, а потому являющийся его интеллектуальной собственностью. Блогер в этом случае становится его законным правообладателем. Однако не вся публикуемая информация в блоге может охраняться авторским правом. Например, к объектам авторских прав не относятся сообщения информационного характера, произведения народного творчества, объекты государственной и муниципальной символики или официальные документы и т.п.
     Если автор блога находится в служебных отношениях с какой-либо компанией, он не является законным владельцем контента, поскольку работа с ним – это часть их профессиональной деятельности, выполненная в рабочее время. По этой причине созданный им контент следует рассматривать в качестве служебного результата интеллектуальной деятельности (РИД), а исключительные права на него принадлежат работодателю, так как работа выполнена в рамках служебных отношений и является служебным произведением (ст. 1295 ГК РФ) или исполнением, созданным в порядке служебного задания (ст. 1320 ГК РФ). Автор блога имеет право лишь на вознаграждение (п. 2 ст. 1295 ГК РФ, ст. 1320 ГК РФ) и использовать контент в коммерческих целях не может, поскольку владеет только личными неимущественными правами автора (например, право авторства и право на имя), которые неотчуждаемы и непередаваемы.
     Если контент не является служебным РИД, то исключительное право остается у автора блога и он имеет право его использовать по своему усмотрению, а его работодатель получает право использования контента только на условиях простой (неисключительной) лицензии, выплачивая ему вознаграждение, размер, условия и порядок которого определяется подписанным между ними соглашением, а в случае возникновения спора – судом (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).
     Следует напомнить, что несмотря на то, что согласно ГК РФ авторские права на контент принадлежат блогеру автоматически и без его разрешения использовать этот материал третьим лицам нельзя, все же нередко можно наблюдать случаи нарушений. Доказать свое авторство при возникновении спорных ситуаций довольно сложно, а сбор доказательств может занять продолжительное время. Потому, чтобы избежать подобных ситуаций, важно заблаговременно задействовать все механизмы обеспечения защиты.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу