База знаний

Объемные товарные знаки

29.03.2020
Товарные знаки используются с целью передачи в доступной форме информации о качестве товара, а также помогают обеспечивать добросовестную конкуренцию и, тем самым, влиять на потребительский рынок, получая преимущества на рынке, увеличивая объем продаж и прибыль с реализации.
Среди товарных значком выделяют: словесные (слова, сочетания букв, слов, фраз и т.д.), изобразительные (изображения различных предметов, живых существ, объектов, фигур разных форм), объемные (трехмерные) и комбинированные. На практике, как правило, мы имеем дело со словесными товарными знаками, состоящими только из слов, словосочетаний, букв, цифр или других стандартных символов. Изобразительные товарные знаки представляют собой различные изображения или их комбинации, а комбинированные - сочетают не только слово, но и цвет и изображение.
Объемный товарный знак относится к наиболее редко используемым. Однако он, как и любой товарный знак, именуемый «обозначением», служит для индивидуализации товаров или услуг одного производителя от другого. Они могут представлять собой внешний вид товара и должны быть необычными и запоминающими, чтобы оставаться в сознании потребителя и вызывать ассоциации с конкретным производителем. К объемным товарным знакам можно отнести объемное изображение чашки с кофе, парфюма, когда визуальное оформление может усилить его привлекательность для потребителя и вызвать интерес к этому товару.
То есть, объемные товарные знаки - это трехмерные объекты, комбинации линий, различные фигуры в пространственном расположении, представляющие собой форму товара или ее частей, форму упаковки или контейнера товара, или любую другую форму, которая не связана с товаром или услугами.
В качестве примера можно привести следующие варианты объемных товарных знаков:

1. Формы, которые не связаны с самими товарами или услугами. Как правило, они обладают различительной способностью. Объемный товарный знак зарегистрирован для товаров 11 класса МКТУ
1.jpg

2. Комбинированные товарные знаки – комбинации элементов разного характера: словесных, изобразительных, объемных, включая этикетки
2.jpg
При экспертизе объемного ТЗ, являющегося формой товара или его части необходимо проверить возможность его регистрации до подачи заявки, поскольку государственная регистрация не допускается для обозначений, состоящих только из элементов, представляющих форму товара, которая определяется главным образом, свойством или назначением товаров.

То есть, не любая форма товара может быть зарегистрирована в РФ в качестве товарного знака. Форма должна обладать достаточной степенью оригинальности. Форма объемного товарного знака не должна быть традиционной  (например,  круглая банка для геля) или единственно возможной (например,  форма пилы для пилы). 

Объемные товарные знаки не должны быть обусловлены только функциями или назначением производимого товара. Поэтому  при оценке различительной способности формы товара или его части нужно проверить  отличие этой формы от общепринятых форм этого товара или его части, или от ожидаемых потребителем форм, что может быть полезным для идентификации товара потребителем при совершении покупки или получении услуги.

При оценке различительной способности необходимо помнить, что форма не обладает различительной способностью, если она простая или является комбинацией простых форм. Форма не должна быть традиционной иначе она не может быть признана как оригинальная, имеющая различительную способность. Такие же подходы могут быть применимы в отношении формы упаковок или контейнеров товаров. Их формы не должны иметь функциональное назначение.

В качестве примеров зарегистрированных объемных ТЗ, которые являются формой товаров или их упаковки (контейнера), можно привести следующие регистрации:
 4.jpg  объемный товарный знак,  отражающий форму товара (пряника) и стилизованной под самовар, зарегистрирован для товаров 30 класса МКТУ "пряники". При этом, элемент "Тула" исключен из правовой охраны. 

обозначение, имеющее стандартную форму товара или его упаковки также может быть  зарегистрировано как ОТЗ, но  с исключением из правовой охраны формы такой упаковки, если на нем имеются охраноспособные словесные, изобразительные элементы или их композиция, доминирующие над формой товара в силу пространственного расположения:
 5.jpg  Например, объемный товарный знак, представляющий собой традиционную форму упаковки (пакета) с изобразительными элементами и надписью "TODAY".  Этот объемный товарных знак зарегистрирован для товаров 30 класса МКТУ "кофе; кофе-сырец; заменители кофе; заменители кофе растительные; напитки кофейно-молочные; напитки кофейные; цикорий (заменитель кофе); ароматизаторы кофейные". При этом, форма упаковки является неохраняемым элементом товарного знака.
  

Несмотря на то, что Роспатент нередко отказывает в регистрации объемного ТЗ, приводя довод, что он не обладает различительной  способностью, все же в случае продолжительного и активного использования объемной упаковки, что подтверждается документально,   объемный товарный знак можно  регистрировать. 
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу