База знаний

Что нужно знать при разработке словесного товарного знака

29.08.2024 10:18:00
     Словесный товарный знак отражает фирменный стиль компании, наделяя ее уникальностью, формируя определенные ассоциации с выпускаемой продукцией или оказываемыми услугами и оказывая влияние на ее репутацию. Известно, что наличие словесного или любого другого товарного знака положительно сказывается на продажах компании и обеспечивает конкурентное преимущество на рынке.
     Необходимо помнить, что словесный ТЗ составляется по особым правилам – он должен быть привлекательным и легко запоминающимся для потребителей, наполнен смысловым содержанием, а его графическое исполнение должно быть уникальным. При его создании используются не только слова или их сочетания, но и целые предложения, междометия, восклицания в различных комбинациях.
     Следует помнить, что по правилам экспертизы необходимо корректно объяснить смысловое содержание словесного обозначения во избежание недоразумений при его регистрации. Также при проведении экспертизы учитываются характеристики, относящиеся к наличию общих признаков с уже зарегистрированными ТЗ - общее впечатление, используемые шрифты и цветовые сочетания, количество слогов, их совпадение и расположение в словесном ТЗ, схожесть идей или их противоположность, заложенных в обозначении и т.д.
      Если все требования к оформлению знака удовлетворены, то подается заявка на его регистрацию в Роспатент, где проводится формальная экспертиза и экспертиза по существу, а после принятия экспертами положительного решения заявителю выдается регистрационное свидетельство, информация о котором заносится в Государственный реестр товарных знаков.
В регистрации словесного товарного знака может быть отказано, если используются слова, которые, например, часто употребляются в отношении выпускаемой категории товаров.
     Также большой ошибкой является привлечение к созданию словесного ТЗ специалистов из рекламной компании. Несмотря на то, что они могут придумать уникальный эффектный слоган или разработать удачное эстетическое решение для обозначения, все же из-за отсутствия знаний о требованиях по созданию охраноспособного обозначения могут быть допущены ошибки, которые могут служить основанием для отказа в регистрации знака.
Ошибки могут быть допущены и при попытке самостоятельного проведения поиска на уникальность обозначений или неправильном выборе классов МКТУ для них, при наличии орфографических ошибок в описании словесного ТЗ, неправильно указанных реквизитах или использовании не подлежащих охране элементов в знаке. Все эти ошибки также могут привести к отказу в регистрации и, как следствие, к финансовым и временным потерям.
     Нередко предприниматели пытаются использовать в обозначении слова в превосходной степени, отражающие качество товара – «самый лучший», «самый крепкий», «наилучший», «единственный», «совершенный» и т.д. Следует помнить, что использование таких обозначений ограничиваются двумя законами – «О рекламе» и «О защите конкуренции».
Так, например, в соответствии со статьей «О конкуренции» использование такого знака без исследований этих характеристик товара в сравнении с аналогичным товаром конкурентов и без подтверждения его исключительности, может рассматриваться как вариант недобросовестной конкуренции.  
А использование таких характеристик в рекламе может явиться основанием для признания ее недостоверной или недобросовестной, поскольку Закон о рекламе ориентирован на защиту интересов потребителей и пресечение распространения недостоверной рекламы, и требует оперативной реакции со стороны антимонопольных органов. Поэтому, прежде чем использовать подобные слова при создании ТЗ, нужно быть уверенными в качестве товара или услуг, сославшись на результаты исследования и общественное мнение. При этом необходимо разработать критерии оценки качества товаров или услуг, поскольку в судах руководствуются нормами закона, а в соответствии с нашим законодательством «реклама должна отвечать критериями достоверности в целях формирования у потребителя верного представления о товаре или услуге, его качестве и потребительских свойствах».
     В заключение хотелось бы добавить, что причиной многочисленных ошибок при подаче заявки на регистрацию словесного ТЗ также является отсутствие опыта в ведении делопроизводства, поскольку, подав заявку в Роспатент, необходимо следить за перепиской, правильно отвечать на запросы экспертов и своевременно представлять требуемые документы, а потому важно привлекать профильных специалистов.



Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу