База знаний
Коммерческое обозначение или товарный знак?
03.10.2023 11:36:00
Нередко мы встречаемся с ситуацией, когда конкурент использует обозначение его владельца, который его не зарегистрировал вовремя. Что нужно и можно сделать для защиты бизнеса в таком случае? И можно ли обойтись без регистрации товарного знака?
Для индивидуализации юридических лиц и предпринимателей (наряду с фирменным наименованием) используется коммерческое обозначение. Однако если фирменное наименование является обязательным для юридических лиц, которым принадлежит исключительное право его использовать в силу регистрации организации, и используется для коммерческих организаций, то коммерческое обозначение в первую очередь предназначено для потребителей, может быть использовано для коммерческих и некоммерческих организаций.
Фирменное наименование отличается тем, что оно всегда словесное, не отображает изобразительных свойств бренда и может быть только в единственном экземпляре. Кроме того, право на фирменное наименование отчуждению не подлежит и не допускается предоставление права его использования другому лицу.
В случаях отсутствия зарегистрированного товарного знака можно воспользоваться преимуществами коммерческого обозначения.
К особенностям коммерческого обозначения относится то, что оно индивидуализирует предприятие, а не товар, а также не может полноценно заменить товарный знак. Но, тем не менее, коммерческое обозначение и товарный знак взаимосвязаны, так как компания, оказывающая услуги или производитель товара в данном случае являются источником продукта или услуг, необходимых для потребителя.
По этой причине важно исключить смешение в отношении однородных товаров или услуг между товарными знаками, которые могут быть тождественными или сходными до степени смешения с коммерческими обозначениями.
Чтобы коммерческое обозначение было защищено, ему необходимо иметь статус объекта исключительного права, для чего важно иметь достаточные различительные признаки и не быть сходным до степени смешения с чужим товарным знаком или коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее. С этой целью важно заранее произвести поиск с целью исключения подобной ситуации.
Под достаточными различительными признаками относительно коммерческого обозначения имеются в виду «различительную способность» применительно к товарным знакам. Важно помнить, что различительной способностью не обладают общепринятые символы, термины, наименования и аббревиатуры организаций, их товаров, а также изображения товаров, их характеристики и т. п., что может одинаково относиться к любому участнику рынка и не выделять конкретного производителя или продавца, а, наоборот, смешивать его с другими участниками рынка.
Известность и различительная способность коммерческого обозначения являются наиболее спорными его признаками и в четвертой части ГК РФ не указаны. И, несмотря на то, что на практике мы встречаемся с услугами по внесению коммерческих обозначений в Реестр коммерческих обозначений, полученные их свидетельства о внесении не могут быть абсолютным доказательством исключительного права в отличие от Свидетельства о регистрации на товарный знак.
Следует учесть, что единого государственного реестра коммерческих обозначений не предусмотрено законом, их не существует, поэтому для защиты бизнеса важно зарегистрировать товарный знак.
Право на коммерческое обозначение может быть отчуждено, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется или его правообладатель может предоставить право его использовать другому лицу.
Фирменное наименование отличается тем, что оно всегда словесное, не отображает изобразительных свойств бренда и может быть только в единственном экземпляре. Кроме того, право на фирменное наименование отчуждению не подлежит и не допускается предоставление права его использования другому лицу.
В случаях отсутствия зарегистрированного товарного знака можно воспользоваться преимуществами коммерческого обозначения.
К особенностям коммерческого обозначения относится то, что оно индивидуализирует предприятие, а не товар, а также не может полноценно заменить товарный знак. Но, тем не менее, коммерческое обозначение и товарный знак взаимосвязаны, так как компания, оказывающая услуги или производитель товара в данном случае являются источником продукта или услуг, необходимых для потребителя.
По этой причине важно исключить смешение в отношении однородных товаров или услуг между товарными знаками, которые могут быть тождественными или сходными до степени смешения с коммерческими обозначениями.
Чтобы коммерческое обозначение было защищено, ему необходимо иметь статус объекта исключительного права, для чего важно иметь достаточные различительные признаки и не быть сходным до степени смешения с чужим товарным знаком или коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее. С этой целью важно заранее произвести поиск с целью исключения подобной ситуации.
Под достаточными различительными признаками относительно коммерческого обозначения имеются в виду «различительную способность» применительно к товарным знакам. Важно помнить, что различительной способностью не обладают общепринятые символы, термины, наименования и аббревиатуры организаций, их товаров, а также изображения товаров, их характеристики и т. п., что может одинаково относиться к любому участнику рынка и не выделять конкретного производителя или продавца, а, наоборот, смешивать его с другими участниками рынка.
Известность и различительная способность коммерческого обозначения являются наиболее спорными его признаками и в четвертой части ГК РФ не указаны. И, несмотря на то, что на практике мы встречаемся с услугами по внесению коммерческих обозначений в Реестр коммерческих обозначений, полученные их свидетельства о внесении не могут быть абсолютным доказательством исключительного права в отличие от Свидетельства о регистрации на товарный знак.
Следует учесть, что единого государственного реестра коммерческих обозначений не предусмотрено законом, их не существует, поэтому для защиты бизнеса важно зарегистрировать товарный знак.
Право на коммерческое обозначение может быть отчуждено, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется или его правообладатель может предоставить право его использовать другому лицу.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию