База знаний

Экспертная проверка товарных знаков для фармацевтических препаратов и БАД

04.08.2020
К полномочиям Роспатента в отношении товарных знаков относятся функции по приему и экспертизе заявок на получение правовой охраны товарных знаков и их государственной регистрации.
Проведение формальной экспертизы позволяет подтвердить наличие необходимых документов и их соответствие предъявляемым требованиям.
Также осуществляется проверка обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака.
При этом, если формальная экспертиза представляет собой анализ укомплектованности пакета всех поданных документов на регистрацию обозначения и их правильность оформления, то экспертиза по существу проводится с целью выяснения степень уникальности обозначения и установления соблюдения всех требований, обязательных для его регистрации.

В соответствии с нормами ГК РФ, к  общим признакам патентоспособности товарного знака относят:
- наличие различительной способности у обозначения и отсутствие вероятности его смешения с другими обозначениями, что может ввести потребителей в заблуждение;
- отсутствие элементов, противоречащих общественным интересам и морально-этическим принципам;
- отсутствие признаков, нарушающих права обладателей других объектов интеллектуальной собственности.

Соответствие вышеуказанным требованиям контролируется специалистами Роспатента на стадии экспертизы обозначения.

После общей проверки товарного знака обозначение проверяется на соответствие требованиям, предъявляемым к средствам индивидуализации для определенных товаров, указанных в МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), содержащей 45 классов. Особенности этой  проверки подробно раскрываются в подзаконных актах, принимаемых Роспатентом.  В них описываются обстоятельства, заслуживающие особого внимания при анализе обозначений, а также указываются возможные варианты разрешения спорных ситуаций.

Обозначения, заявленные для индивидуализации лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) также как и другие товарные знаки, проверяются на соответствие общим требованиям, указанным в нормах ГК РФ.

Особенности экспертной проверки в отношении лекарственных средств:

1.    Поскольку лекарственные препараты оказывают влияние на организм человека, важно удостовериться в отсутствии даже гипотетической возможности введения потребителя в заблуждение относительно свойств и состава товара, а также его производителя. Во всем мире, включая РФ, для фармацевтических препаратов используются унифицированные названия -  Международные непатентованные наименования (МНН). Эксперт обязан провести проверку  заявленного обозначения на наличие или отсутствие сходства с зарегистрированными МНН. Для этого он проводит сравнительный анализ товарного знака лекарственного средства с наименованиями, которые уже имеются в открытых базах, утвержденных МНН.

2.    Возможно включение общепринятого символа (изображение чаши со змеёй), используемого в фармацевтической области, в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, но при условии его не доминирующего положения в обозначении.  Также к таким общепринятым символам, используемым в области фармацевтики, относят изображение красного креста (является эмблемой Международного Движения Красного Креста и может использоваться с разрешения уполномоченного органа) и изображение зеленого креста, который обычно используется для обозначения аптек.

Особенности экспертной проверки в отношении БАДов:

1.    Поскольку состав и происхождение БАДов, а также их эффективность воздействия на организм человека отличается от результата применения лекарственных средств, биологически активные добавки не являются лекарственными препаратами, а указание о наличии лекарственного вещества в БАДе не только вводит потребителя в заблуждение, но и может привести к самым неблагоприятным последствиям для их здоровья.   Поэтому проверять обозначение, заявленное для  БАДа, на сходство с уже зарегистрированным МНН, необходимо.  В ссылке из Приказа Роспатента «Об использовании базы данных международных непатентованных наименований (МНН)» указано: «База данных ВОЗ, содержащая сведения о МНН, рекомендована для использования в качестве дополнительного источника информации в рамках проведения экспертизы обозначений, заявленных на государственную регистрацию в качестве товарных знаков в отношении товаров 05 класса МКТУ…». Это свидетельствует о необходимости проведения сравнительного анализа товарных знаков для товаров 05 класса МКТУ с имеющимися МНН.

2.    Кроме того, экспертом проводится проверка на отсутствие сходства между заявленным товарным знаком и обозначениями, зарегистрированными в Реестре продукции, которая прошла государственную регистрацию. Указанный Реестр ведется Роспотребнадзором. Согласно  нормам российского законодательства,  впервые введенные в производство БАДы и БАДы, впервые завезенные на территорию РФ, необходимо зарегистрировать в Реестре под используемым названием.

В случае выявления зарегистрированного тождественного наименования после проверки специалистом Ведомства словесного элемента товарного знака в общедоступной базе, принимается решение о невозможности регистрации товарного знака для БАД в целях предотвращения введения Потребителей в заблуждение и причинения вреда их здоровью.

Особенности проверки сходства обозначений, регистрируемых для БАД и лекарственных препаратов.

Согласно имеющейся судебной и правоприменительной практики.  БАД и лекарственные средства можно отнести к группе однородных товаров. Это нашло подтверждение в  Информационном письме Роспатента от 5 ноября 2008 г. № 10/37 - 646/23,  в котором указано, что БАД и лекарственные средства могут совпадать по выпускаемым формам (сиропы, таблетки, капсулы и т. д.), а также  имеют единый рынок сбыта и общий круг потребителей. Именно по этой причине эксперт, в процессе проверки обозначений на предмет сходства, сравнивает заявленное обозначение и имеющиеся товарные знаки в области лекарственных средств и БАДов.

Суммируя все вышесказанное, можно отметить, что особенности обозначений для БАДов и лекарственных препаратов требуют тщательных дополнительных проверок товарных знаков с целью предотвращения риска введения потребителя в заблуждение не только относительно характеристик, свойств товара, его производителей, но и последствий их использования.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу