База знаний
Франчайзинг: польза и выгода или потеря независимости?
В 1997 году В России появилась Российская Ассоциация франчайзинга. Основателем франчайзинга в России стала компания ГМР «Планета гостеприимства», которая в 1997 году активно стала работать с ГК Спортмастер и развивать собственные мультибрендовые магазины (Footerra, Спортландия). Отношения франчайзинга в Российском законодателеьстве регулируются договором коммерческой концессии, когда правообладатель товарного знака, коммерческого обозначения, патента на изобретение и т.д. обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на определенный срок или бессрочно комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. По договору коммерческой концессии могут служить коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Однако, франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки.
К основным преимуществам франчайзинга можно отнести:
-
франчайзинг поможет избежать вашей компании основных ошибок, которые могут стоить больших затрат;
-
интеграция в успешную компанию является залогом успешных переговоров с банками при получении кредита на развитие бизнеса, поскольку франчайзинг может помочь снизить бизнес-риски, что усиливает позиции компании на переговорах в банке;
-
одним из важных преимуществ франчайзинга также является интеграция в действующую систему маркетинга и рекламы, которые требуют больших затрат денег и времени;
-
регистрация товарного знака также требует вложения денег и траты времени, что становится для многих субъектов малого бизнеса непосильным рыночным барьером.
Таким образом, к основным преимуществам франчайзинга относят: быстрый доступ к рынкам, снижение бизнес-рисков, доступ к получению кредитов в банках, оказание поддержки компании при выборе площадки, известная и проверенная торговая марка и спектр услуг, совместные затраты на рекламу, ценовые преимущества, а также возможность своевременного получения современных знаний через организацию регулярного профессионального обучения.
Однако, франчайзинг имеет важные недостатки:
-
зависимость от крупной компании;
-
сложности при выборе подходящего франчайзера;
-
невозможность влияния на торговую политику франчайзера (франчайзи вынужден соблюдать правила и ограничения в бизнесе, установленные франчайзером, даже если они не приносят выгоды бизнесу, например, покупать сырье только у поставщиков, назначенных франчайзером);
-
нередко для франчайзи устанавливаются жесткие правила при выходе из бизнеса и оговаривается запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока и на определенной территории;
-
как правило, франчайзи не могут влиять на маркетинг или рекламу франчайзера, но вынуждены принимать участие в оплате централизованных маркетинговых и рекламных кампаний.
Известно, что более 50% субъектов малого и среднего бизнеса хотят иметь независимость и самостоятельность. Поэтому каждый предприниматель должен для себя честно решить, может ли он быть интегрирован в другую систему и что для него важнее – снижение бизнес-рисков или независимость от торговой политики франчайзера.