База знаний

Географическое указание и наименование места происхождения товара

06.03.2023 11:25:00
Географические указания используются в основном для обозначения сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков, ремесленных и промышленных изделий (ст. 1516 ГК РФ). Благодаря географическому указанию, мы знаем территориальное происхождение продукта и значимые для потребителя качества, что важно при его продаже, а также для продвижения региональных брендов, повышения конкурентоспособности товаров на внутреннем и международном рынках.  Например, при посещении магазинов, мы часто видим на упаковках многих товаров указание на их территориальное происхождение: «Краснодарский чай», «Башкирский мед»; «Вологодское масло», «Тульский пряник» и др.
Но, несмотря на то, что географическое указание напоминает наименование места происхождения товара и имеет схожую правовую охрану, между ними существуют значительные отличия. При этом отличия определяются степенью известности, зависимости свойств продукта от условий местности или, например, существенности стадий производства (стадия может считаться существенной, если на территории с уникальными условиями могут получать сырье со свойственными для этой территории качественными характеристиками).
    Для государственной регистрации географического указания отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств. Достаточно того, чтобы товар обладал характеристиками, которые создают у покупателя ассоциации с определенной территорией его происхождения. Также не требуется заключения эксперта о наличии у товара этих особых свойств, а при описании стадий производства, влияющих на формирование характеристик продукта, можно указать только одну из них.
    После получения охранного документа для географического указания его Владельцу можно использовать две формы знака его охраны на этикетке: в виде словесных обозначений («зарегистрированное географическое указание», «с защищенным географическим указанием», «зарегистрированное ГУ») и в виде эмблемы. Следует учесть, что на этикетке запрещается помещать недостоверную информацию о месте происхождения товара.
    Правовая охрана для географического указания действует  в течение всего времени существования возможности производить товар с особыми свойствами и прекращается, когда эта возможность исчезает, а товар не может обладать характеристиками, указанными в Государственном реестре указаний.
        Наименование места происхождения товара в качестве объекта интеллектуальной собственности закреплено в отношении товаров, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта, а также природными условиями и людскими факторами (например, конкретный вид почвы, влажность и другие, уникальные для этой местности факторы, которые влияют на качество продукта). Кроме того, на этой территории должны осуществляться все стадии производства продукта.
    В отличие от географического указания для получения наименования места происхождения товара необходимо заключение государственного органа и государственная регистрация. Способы его защиты соответствуют таковым при нарушении прав на товарный знак (признание исключительного права, возмещение убытков, денежная компенсация, прекращение деятельности недобросовестного конкурента и т.д.).
    Следует отметить, что зарегистрировать наименование места происхождения товара могут несколько лиц в отношении одинаковых  товаров, производимых на одной той же территории.
    Исходя из вышесказанного, наименование места происхождения товара считается более сложным в качестве объекта интеллектуальной собственности, чем географическое указание и при его регистрации в Роспатенте  необходимо указать все стадии производства товара, которые должны быть привязаны к определенной территории.

Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу