База знаний

Как можно продать или купить товарный знак?

В настоящее время одним из актуальных и распространенных вопросов в области интеллектуальной собственности является вопрос о передаче прав на интеллектуальную собственность (ИС) другому лицу.

Согласно нашему законодательству в области защиты прав ИС необходимо зарегистрировать передачу ИС через заключение лицензионного договора или договора отчуждения (уступки). При этом,  лицензионный договор дает возможность использовать объект ИС на оговоренных условиях в течение определенного времени.  А договор отчуждения (договор об уступке прав на использование объекта ИС другому лицу) позволяет пользоваться отчуждаемым объектом на своих выгодных для бизнеса условиях, пользуясь исключительным правом.

Оба договора (лицензионный и договор отчуждения или передачи исключительных прав другому лицу) в обязательном порядке регистрируются в Роспатенте.

При купле/продаже товарного знака необходимо:

  1. Составить договор отчуждения (купли-продажи).

Содержание и оформление договора купли-продажи объекта ИС  строго регламентируется статьями 1232 и 1488 Гражданского кодекса. Поэтому надежнее доверить куплю/продажу товарного знака специалистам в области интеллектуальной собственности.

  1. Собрать пакет документов для регистрации договора в Роспатенте.

Пакет документов, представляемых в Роспатент при купле/продаже товарного знака, должен содержать:

  • заявка, составленная правообладателем товарного знака или его патентным поверенным;

  • договор о купле/продаже товарного знака (три заверенных и прошнурованных экземпляра);

  • квитанция об оплате госпошлины.

  • свидетельство на отчуждаемый товарный знак.

При этом, необходимо вместе с пакетом документов предоставить в Роспатент следующую информацию:

  • свидетельство на товарный знак или его регистрационный номер, выданный правообладателю;

  • полное название организации-правопреемника и организации-правообладателя объекта ИС с указанием ФИО руководителей с занимаемыми ими должностями;

  • банковские реквизиты с указанием юридического адреса;

  • список товаров или услуг, на которые распространяется действие отчуждаемого товарного знака;

  • в договоре должна быть прописана цена, которую заплатил новый правообладатель (договор дарения между юридическими лицами в нашем законодательстве не предусмотрен, поскольку он может быть причиной оспаривания сделки в будущем). При этом должна быть предоставлена информация о расходах, связанных с получением прав на товарный знак, описание товаров/услуг, помеченных оцениваемым товарным знаком, а также сведения об объемах ежегодных продаж и источниках  прибыли от использования товарного знака.

Регистрация договора об отчуждении товарного знака в Роспатенте, в основном,  длится от двух до двух с половиной месяцев.

При регистрации договора купли\продажи  товарного знака могут возникнуть сложные ситуации в случаях:

  • если название компании владельца товарного знака идентично зарегистрированному товарному знаку. В этом случае необходимо представить основания в Роспатент, которые подтверждают, что  уступка прав на товарный знак не будет вводить потребителя в заблуждение относительно лица, занимающегося производством товаров или оказанием услуг;

  • попытки продажи товарного знака физическому лицу:  законодательством РФ не предусмотрена регистрация товарного знака на физическое лицо, а только  юридическому лицу или на ИП согласно статье 1478 Гражданского кодекса. Однако, граждане других государств имеют данную привилегию в России в том случае, если в их странах предусмотрена возможность регистрации товарных знаков на физическое лицо;

  • если правообладатель имеет схожие товарные знаки, а исключительные права он планирует передать только на один или несколько из них. В этом случае Роспатент не зарегистрирует сделку, поскольку согласно Гражданскому кодексу, права на сходные и тождественные товарные знаки,  зарегистрированные для однородных товаров, не могут принадлежать разным юридическим лицам. Выход из этой ситуации возможен только в том случае, если передаются права на все товарные знаки для всех товаров или услуг или только на все товарные  знаки для товаров или услуг определенного класса (в этом случае два разных юридических лица будут обладать правами на товарные знаки для разных групп товаров).

Что важно знать при определении рыночной стоимости товарного знака

Поскольку товарный знак является нематериальным активом, то при его оценке в денежном эквиваленте необходимо учитывать его доходность, то есть, размер возможной выгоды, которая может быть получена обладателем товарного знака от его использования в имеющихся экономических условиях.

Критериями для оценки стоимости товарного знака также являются его конкурентные преимущества, стабильность на рынке, перспективы развития, а также прогноз объемов продаж товаров или услуг, реализуемых под этим товарным знаком.

Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу