База знаний

Можно ли прекратить использование товарного знака конкурентом-нарушителем?

22.06.2020
Что можно и нужно  делать в случае обнаружения похожего названия на вывеске магазина-конкурента?  Это сделать сложно, если хозяин магазина не был предусмотрительным и не  защитил свои права ранее. А если конкурент первым зарегистрировал название магазина в виде товарного знака, то практически невозможно. Поэтому для борьбы с недобросовестной конкуренцией и сохранения бизнеса необходимо знать способы своевременной защиты своих прав.
Ситуация будет более выигрышной, если хозяин товара или услуги вовремя зарегистрировал товарный знак на них. В этом случае использование другим лицом  тождественного или сходного обозначения товара или услуг является нарушением исключительного права на товарный знак. Так, согласно статье 1484 ГК РФ, если конкурент разместил без согласия Правообладателя товарный  знак на своей вывеске или использовал его в рекламе,  то это считается нарушением прав собственника товарного знака и он вправе требовать от компании-конкурента устранения нарушения.

Для этого вначале необходимо направить в адрес нарушителя претензию с копией Свидетельства о регистрации товарного знака, что подтверждает наличие исключительного права на товарный знак,  используемый незаконно конкурентом. В некоторых случаях, если  у компании-конкурента отсутствовала информация о наличии регистрационного свидетельства на товарный знак, то после получения претензии он может в добровольном порядке устранить нарушения.

Однако нередко отстаивать свои права приходиться в суде. Поэтому важно правильно составить претензию. Вначале претензия высылается на юридический адрес компании-нарушителя. В ней подробно указывается все то, что Правообладатель хочет достичь (например, демонтаж вывески с обозначением сроков, письменное подтверждение и т.д.). Также в письме-претензии важно указать планируемые действия в случае невыполнения конкурентом-нарушителем законных требований Правообладателя товарного знака (например, предупредить о подаче жалобы в муниципалитет, в суд и т.д.).  

Компания-конкурент обязана ответить на претензию и устранить нарушения в течение 30 дней. Если нарушения не устранены, то необходимо продолжать разбирательства с привлечением официальных органов.

По решению суда компания-нарушитель должна не только устранить нарушения, но и выплатить компенсацию в указанном размере. Если ответчик не соглашается с решением суда, Правообладатель товарного знака вправе обратиться в Суд по интеллектуальным спорам, который, как правило, поддерживает принятое судом решение.

Дальнейший сценарий борьбы зависит от степени нарушения ущерба ответчиком-нарушителем. Жалобы могут быть направлены в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), затем в Роспотребнадзор и в полицию, далее исковое заявление может быть подано в Арбитражный суд.
Применение этих мер каждой в отдельности или в комплексе помогут добиться устранения нарушения и получения компенсации за нанесенный ущерб.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу