Поскольку товарный знак является объектом интеллектуальной собственности и нематериальным активом, его можно покупать и продавать. Покупка товарного знака как для Стартапов, так и для Владельцев успешного бизнеса является важным шагом.
Так, покупка зарегистрированного товарного знака дает возможность:
- экономить время и деньги на разработку обозначения и его регистрацию;
- избежать временных и материальных затрат на рекламу и продвижение бренда, если товарный знак уже имеет успех у потребителей;
- своевременно его использовать при выходе на рынок, что способствует не только успешному развитию бизнеса, но и обеспечивает его защиту;
- избежать нарушения прав третьих лиц.
Однако, прежде чем приступить к покупке товарного знака, необходимо проверить наличие его регистрационного номера по номеру в открытом реестре товарных знаков на сайте Федерального института промышленной собственности (филиал Роспатента) и срок его действия или воспользоваться поисковым сервисом linkmark.
Важно выявить обременения товарного знака в виде наличия заключенных лицензионного договора, который дает право эксплуатировать товарный знак при выполнении заданных условий в течение определенного срока, договора коммерческой концессии (франчайзинга) и/или залога исключительного права. Вся эта информация отражена в Реестре товарных знаков. Кроме того необходимо удостовериться в том, что товарный знак не является предметом судебного спора или административного разбирательства.
Покупка товарного знака осуществляется только путем заключения письменного договора отчуждения на основании статей 1232 и 1488 ГК РФ для передачи полных прав на знак другому лицу. Приобрести исключительное право можно для всех товаров или услуг или для отдельно взятых, но в последнем случае первоначальный правообладатель может его использовать для товаров или услуг оставшихся классов МКТУ.
При заключении договора отчуждения необходимо тщательно проверить данные юридического лица контрагента, номер товарного знака, объем прав (то есть, в каких классах МКТУ происходит отчуждение товарного знака) и указать все сведения о товарном знаке, приобретателе и продавце, а также обозначить список отчуждаемых товаров или услуг и сумму вознаграждения.
После заключения договора отчуждения, оплачивается патентная пошлина, после чего регистрируется отчуждение права на товарный знак в Роспатенте и покупатель обозначения становится его правообладателем.
Если заключаются лицензионный договор, договор коммерческой концессии или залог исключительного права, то они также регистрируются в ФИПС (Роспатент), в противном случае они не будут считаться действительными.
Случаи отказа в регистрации при покупке товарного знака возможны если:
- обозначение совпадает с оригинальной частью фирменного наименования продавца;
- за первоначальным владельцем сохраняется право на товарный знак в отношении однородных товаров;
- в обозначении указано географическое указание, которое не совпадает с географическим наименованием региона, где собирается производить этот товар покупатель.