База знаний
Как защитить бизнес-идею?
Известно, что идея сама по себе не охраняется законом, а сохранению подлежит уже ее воплощенный в жизнь вариант. И чем быстрее эта идея практически реализуется, тем эффективнее и прибыльнее будет развиваться бизнес.
Для более быстрой реализации идеи в жизнь требуется финансовая поддержка, а значит, привлечение инвесторов, с которыми нужно делиться о ней информацией. В этом случае важно обезопасить компанию от утечки информации к конкурентам и в то же время не отпугнуть инвесторов, предоставив ими убедительные доказательства о выгодности вложения средств, но при этом и утаить самое важное. Также можно заключить с инвесторами соглашение о ее неразглашении, признав информацию коммерческой тайной.
В некоторых компаниях для защиты идеи используется возможность разделения функциональных обязанностей среди разработчиков и исполнителей, чтобы никто не мог знать весь объем работы с изобретением. Идея фрагментирования производственного цикла изобретения далеко не новая. Например, рецепт кока-колы знают лишь несколько человек, причем фрагментами, чтобы никто не смог раскрыть полный рецепт приготовления напитка и не передать его конкурентам.
Поскольку бизнес-идея является только исходной точкой, начальным этапом перед ее воплощением в жизнь, то важно детально просчитать все сценарии ее реализации, для чего создается бизнес-план, который включает в себя финансовые прогнозы, маркетинговые стратегии, рыночный анализ и т.п. Бизнес-план помогает инвесторам оценить потенциал бизнес-идеи со всеми рисками. То есть, бизнес-идея является первоначальной концепцией развития бизнеса, а бизнес-план ее ключевым инструментом, позволяющим разработать стратегию развития бизнеса и привлечь необходимое финансирование для его реализации.
Выбор способа охраны идеи также зависит от ее типа. Её предметом могут быть и технические объекты. Например, если было создано новое устройство или новая технология по изготовлению этого устройства, подается заявка на изобретение. И только после подачи заявки можно обнародовать информацию о нем в виде статей, выступлений на конференциях или выставках.
Если придуман новый дизайн изделия, можно подать заявку на получение патента на промышленный образец, а если разработан оригинальный слоган или логотип — заявку на товарный знак. После подачи заявки фиксируется приоритет.
Несмотря на то, что бизнес-план хотя и не относится к таким объектам интеллектуальной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы или товарные знаки, он все же может содержать информацию о них, а значить может находится под защитой в качестве ноу-хау. Так, в соответствии со ст. 1465 ГК РФ ноу-хау определяется как сведения экономического, производственного характера или как результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, которые имеют коммерческую ценность, к которым у третьих лиц не может быть свободного доступа на законном основании и в их отношении обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Кроме того, бизнес-план может считаться и объектом авторского права. То есть, бизнес-план потенциально может быть признан ноу-хау.
Однако следует учесть, что исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, в противном случае исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
То есть, в отличие от других объектов интеллектуальной собственности, ноу-хау может охраняться практически бессрочно, но до момента разглашения конфиденциальных сведений.