Главной характеристикой коллективного товарного знака является его принадлежность объединению лиц и использование его в отношении товаров, обладающих едиными характеристиками. В отличие от него обычный товарный знак может принадлежать юридическому или физическому лицу. Оба знака служат для индивидуализации товаров на рынке и их идентификации от других производителей, но, если в первом случае с целью соблюдения интересов объединения, то во втором - юридического или физического лица.
На практике мы редко встречаемся с таким видом товарного знака, а его регистрация имеет свои особенности.
Следует отметить, что согласно ст. 1510 ГК Российской Федерации, «Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак», который является товарным знаком для обозначения товаров, обладающих едиными характеристиками, производимых и реализуемых лицами, входящими в это объединение. При этом каждое из этих лиц имеет право пользоваться им и своим товаром.
Правообладатель коллективного знака может являться юридическим лицом и не иметь статуса юридического лица, так как в законодательстве отсутствует указание на необходимость его наличия у объединения, но регистрация коллективных товарных знаков в отношении объединения лиц, не обладающих этим статусом, допустима.
Для регистрации коллективного знака необходимо подать полный и корректно оформленный пакет документов в Роспатент, включая Устав, в котором должны быть указаны:
- наименование объединения, перечень всех лиц, входящих в объединение и имеющих право на использование ТЗ (согласно ст. 1511 ГК РФ)
- правила, регулирующие деятельность объединения;
- порядок и условия использования коллективного ТЗ и контроля за его использованием;
- цель регистрации;
- требования к характеристикам выпускаемых и реализуемых товаров;
- ответственность за нарушения установленных правил.
При выявлении нарушений положений Устава могут быть применены прописанные в документе меры ответственности. Например, если товары не обладают едиными характеристиками качества или другими общими характеристиками, возможно полное или частичное досрочное прекращение действия коллективного ТЗ на основании решения суда согласно п.3 ст.1511 ГК РФ.
После прохождения формальной экспертизы и экспертизы по существу и принятия Роспатентом положительного решения о выдаче регистрационного свидетельства с занесением сведений о всех участниках объединения информация о нем заносится в Государственный реестр товарных знаков.
Следует обратить внимание на то, что в случае необходимости коллективный товарный знак можно преобразовать в обычный знак как на этапе заявки, так и после его регистрации. Для этого нужно представить согласие всех участников объединения.
Также в числе документов необходимо представить заявление на преобразование заявки и подтверждающий документ об уплате государственной пошлины за регистрацию товарного знака.
По результатам рассмотрения заявки Роспатент выносит решение об ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Приоритет и дата подачи заявки при ее преобразовании сохраняются.
Коллективные товарные знаки регистрируются не столь часто, но тем не менее на практике мы можем их встретить. Например, среди них известны «Borjomi» №899664, «Деревенькино» №712363, «Серебро России» № 484309 (в дальнейшем был преобразован), «Чайхона №1» № 690343 и т.п.
В заключение хотелось бы добавить, что наряду с плюсами использования коллективного товарного знака существуют и минусы. К его значимым минусам относятся:
- очень сложный и трудоемкий процесс оформления документов с учетом всех сведений, что требует определенной квалификации при их оформлении;
- наличие дополнительных требований на стадии регистрации;
- дополнительные обязанности по контролю за соблюдением всех положений Устава коллективного знака;
- существование вероятности досрочного прекращения охраны в результате несоблюдения положений Устава;
- невозможность заключения лицензионных соглашений и договора отчуждения, а значит получения дополнительной прибыли.