База знаний

Патентные практики на фармацевтических предприятиях

14.12.2020
Поскольку фармацевтическое патентование позволяет производителям окупить свои инвестиции в исследования, разработки, проведение доклинических  и клинических испытаний, то это может дать возможность правообладателю-производителю устанавливать цены, превышающие конкурентоспособные. А это является серьезной мотивацией для  продления срока действия исключительных прав на лекарственные препараты.  
Подобная практика является причиной поддержания высоких цен на лекарства без какой-либо выгоды для потребителей или инноваций и, несомненно, служит поводом для  критики.  С точки зрения патентообладателей, существуют следующие способы продления срока действия патента:

- «патентное озеленение» - это практика подачи заявок на новое патентование второстепенных характеристик  препарата  по мере истечения срока действия более ранних патентов, что позволяет продлить исключительные права патента на исходный двадцатилетний срок. При этом патенты, поданные позже, могут задерживать или препятствовать выходу на рынок конкурентов, тем самым позволяя производителю фирменных лекарств (бренду) продолжать взимать высокие цены;

- патентные заросли (patent Thickets). Производители фармацевтических препаратов создают «патентные заросли», чтобы защитить свои продукты. Эта практика используется двумя немного разными способами, которые относятся к продуктам, на которые распространяется большое количество патентов. Например, несколько патентообладателей имеют перекрывающиеся патентные права на один продукт, так что потенциальный производитель должен  получить лицензии у каждого патентообладателя с целью вывода продукта на рынок без нарушения прав.  Практика в этом смысле вызывает опасения по поводу неэффективного использования технологии, поскольку множественность патентовладельцев увеличивает издержки.

    Кроме того, такая практика может использоваться в другом случае, когда, например,  производитель регистрирует на себя большое количество патентов, относящихся к одному продукту, с намерением запугать конкурентов от выхода на рынок или сделать его слишком дорогостоящим и рискованным.
- продуктовое переориентирование (Product Hopping). Если действие патента на продукт истекает, фармацевтические компании будут пытаться переключить рынок на другой продукт, на который распространяется патент, срок действия которого истекает позже. Этот «переход» от одного продукта к следующему (улучшенные версии препаратов) может осуществляться продолжительное время, принося хороший доход компаниям.

- заключение соглашения об отсрочке (Pay-for-delay Settlement). Данная практика возникает в том случае, если дженериковая компания собирается выйти на рынок,  перед этим аннулировав патент компании-оригинатора на тот или иной продукт. Аннулирование может касаться несоответствия патента критерию новизны или изобретательского уровня. Некоторые компании решают подобные ситуации путем заключения соглашения, при котором дженериковая компания не предпринимает никаких действий по выходу на рынок (например аннулирование патента), а компания-оригинатор продолжает получать сверхприбыль.

Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу