Ru En Cn
8 (812) 438-05-90
Назад

Промышленный образец и/или объемный товарный знак – что регистрировать?

В настоящее время перед предпринимателями нередко встает вопрос – получить свидетельство на объемный товарный знак или патент на промышленный образец?

     В условиях постоянной конкуренции внешний вид товара и его упаковка играют важную роль в продвижении бренда, а потому в их разработку вкладываются значительные средства. Защищать объекты своей интеллектуальной собственности от копирования и/или недобросовестной конкуренции очень важно. Их правовую охрану можно обеспечить путем получения регистрационного свидетельства на товарный знак или патента на промышленный образец, а может быть одновременно на оба объекта.
     Чтобы не ошибиться в выборе между ними, необходимо знать их особенности, что позволит определить оптимальную стратегию защиты прав.           Следует помнить, что оба объекта имеют разную правовую природу.
     Например, среди товарных знаков наиболее интересными являются объемные знаки в цветном или черно-белом исполнении. Нередко эти знаки изображаются в виде трехмерных объектов, комбинаций линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или упаковки, или их части. То есть могут повторять дизайн изделия или его внешний вид, коим и является промышленный образец.
     Промышленный образец (ст. 1352: «решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства») обладает оригинальными и уникальными существенными признаками (форма, цвет, изобразительные элементы, текстура и др.). Он является результатом творческого труда автора, имя которого может быть указано в патенте в отличие от объемного товарного знака, который формально автора не имеет, а значит, авторские права на него не распространяются.
     Процедура получения исключительного права на промышленный образец (патент) и товарный знак (регистрационное свидетельство) имеет много общего: подача заявки в обоих случаях, проведение экспертизы и по ее итогу выдача охранного документа, сроки регистрации.
Однако есть и отличия - пошлины меньше при подаче заявки и получении патента на промышленный образец, а стоимость услуг патентных поверенных, как правило, больше.
     При этом товарный знак регистрируется для списка товаров и услуг, выбранных заявителем с указанием классов МКТУ, от количества которых будет зависеть и стоимость регистрации. А в случае с заявкой на промышленный образец такого перечня нет, так как объектом патентования является конкретное изделие с конкретными функциями.
     Кроме того, отличия этих двух объектов интеллектуальной собственности заключаются и в том, что исключительные права на товарный знак могут существовать бесконечно, поскольку знак может продлеваться неограниченное количество раз на 10 лет. А права на промышленный образец изначально действуют пять лет и могут быть продлены еще на 5 лет, но так, чтобы общий срок не превышал двадцать пять.
     Существенным отличием также является и отсутствие обязанности использовать зарегистрированный промышленный образец, тогда как правообладатель товарного знака если не использует свое обозначение в течение 3-х лет после его регистрации, то теряет на него право, а знак аннулируется досрочно по заявлению любого заинтересованного лица.
     Проблемы могут возникнуть и в процессе проведения экспертизы, особенно в тех случаях, когда заявители получают отрицательное решение от Роспатента. Во избежание подобной ситуации важно знать особенности каждого из этих объектов интеллектуальной собственности и учитывать требования, предъявляемые к их оформлению.
     Так, на этапе проведения формальной экспертизы требования для объемного товарного знака и промышленного образца практически одинаковы - проверяется комплектность пакета необходимых документов и правильность их оформления, платежные документы.
     На этапе экспертизы по существу для объемного товарного знака проверяется наличие его различительной способности, которая выполняет основную свою функцию - индивидуализирует товары и услуги конкретного производителя на рынке. Если изображение знака повторяет выпускаемую продукцию, то оно не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрировано в качестве объемного знака. Также учитывается действие территориального принципа для товарного знака.
     Промышленный образец должен обладать мировой новизной (то есть совокупность его существенных признаков не должна быть известна из общедоступных данных, опубликованных до даты его приоритета), а также быть оригинальным, поскольку существенные признаки промышленного образца обусловлены творческим характером особенностей изделия.
     Перед подачей заявок на оба объекта интеллектуальной собственности рекомендуется проводить предварительный поиск на предмет оценки шансов на получение исключительного права на их использование и выявление возможных нарушений прав третьих лиц. Проведение таких исследований может помочь сделать выбор – регистрировать объемный товарный знак, получать патент на промышленный образец или получить исключительное право на оба объекта, чтобы обеспечить максимальную защиту бизнеса.
     Хотелось бы добавить, что в последнее время требования к оформлению объемных товарных знаков ужесточаются, и заявители нередко получают отказ по причине отсутствия у них различительной способности. Поэтому выгоднее всего начинать с патентования промышленного образца, а уже потом пытаться зарегистрировать обозначение. Следует помнить, что выбор конкретного инструмента защиты прав на объекты интеллектуальной собственности индивидуален и должен быть основан на интересах конкретного заявителя. Во избежание ошибок, которые могут повлечь за собой финансовые, временные и репутационные потери, все же стоит воспользоваться услугами патентных поверенных и юристов интеллектуальной собственности.

Актуальные услуги

Регистрация товарного знака в России
Узнать подробнее
Промышленные образцы
Узнать подробнее
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию