База знаний

Стартапы: поможет ли сохранению и расширению бизнеса регистрация товарного знака?

11.01.2022
Основной проблемой стартап - компании является неумелое управление и развитие бизнеса, что нередко приводит к банкротству. В статье мы рассмотрим важность регистрации товарного знака как одного из необходимых шагов, способствующих укреплению и сохранению бизнеса.
Регистрировать товарный знак нужно, поскольку он, в первую очередь, является важным активом бизнеса, а его регистрация может помочь не только обезопасить Владельца  от недобросовестных конкурентов, но и стать основой для расширения бизнеса.

И наоборот, отсутствие регистрации товарного знака может  привести к потере доходов, так как компании-конкуренты,  используя товарный знак раскрученной компании,  могут переманивать клиентов и дискредитировать ее низким качеством товаров и оказываемых услуг, что приводит к потере репутации.  

Нередко конкуренты, пользуясь отсутствием регистрации товарного знака известной компании, сами его регистрируют и даже могут подать на нее в суд за использование ее же товарного знака и выиграть его. Поэтому необходимость регистрации товарных знаков неоспорима.

Товарные знаки являются важной информационной составляющей бизнеса и используются на товаре его Владельца, упаковках, в рекламе, официальных бланках, вывесках и т.д. В повседневной жизни мы сталкиваемся с их изображением  повсюду.

Товарные знаки могут быть индивидуальными, то есть, регистрируемыми на одного владельца, и коллективными. В этом случае знак используется несколькими компаниями и объединяет их товары, которые должны обладать общими характеристиками. У обладателей  коллективного товарного знака должен быть разработан свой устав.

В качестве товарных знаков регистрируются словесные, изобразительные, обозначения, их комбинации, различные цветовые сочетания, голографические товарные знаки (голограммы на банковских картах),  звуковые (например, музыкальная заставка телепередачи или позывной радиостанции) и даже запах.

Очень редко мы встречаемся с объемными товарными знаками, которые изображаются в виде трехмерных объектов, комбинации линий, в виде различных фигур в пространственном расположении, повторяющих собой форму товара или ее частей, форму упаковки или контейнера товара или любую другую форму, не связанную с товаром или услугами.

Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинации элементов разного характера: словесных, изобразительных, объемных.
Для регистрации объемных знаков существуют определенные ограничения. Так, регистрация не допускается для обозначений, состоящих только из элементов, представляющих форму товара, которая определяется главным образом, свойством или его назначением. Форма должна обладать достаточной степенью оригинальности и обладать различительной способностью,  не быть  традиционной  (например,  круглая банка для геля) или единственно возможной (например,  форма пилы для пилы), или быть представленной комбинацией простых форм.

Обозначение, имеющее стандартную форму товара или его упаковки, может быть  зарегистрировано в качестве объемного товарного знака в случае наличия на нем охраноспособных словесных, изобразительных элементов или их композиций. Однако эти элементы должны преобладать над формой товара в силу пространственного расположения, но  с исключением из правовой охраны формы такой упаковки.

    Нередко авторы товарных знаков пытаются самостоятельно провести их проверку на охраноспособность. Однако их регистрация достаточно сложная и продолжительная процедура, а бесплатные Интернет-ресурсы не могут служить полноценным информационным источником.

При разработке товарного знака для успешного прохождения регистрации необходимо соблюдать следующие условия:
- товарный знак должен обладать различительной способностью;
- не вводить Потребителя в заблуждение;
- не содержать официальные государственные наименования, изображения культурных ценностей России, или обозначения, которые употреблялись при регистрации других средств индивидуализации, чтобы не быть сходным до степени смешения с уже зарегистрированными обозначениями на однородные товары или услуги.

До подачи заявки также важно определиться с одним или несколькими классами по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), куда входят выпускаемые компанией товары или предлагаемые услуги.

После регистрации в Роспатенте Владелец товарного знака получает защиту на территории РФ и может использовать на продукции предупредительную маркировку в виде надписей «зарегистрированный ТЗ», символ ТМ («торговая марка» - « trade mark») или символ ®.

Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу