Во избежание возможных проблем, прежде чем выводить новый продукт на рынок, необходимо проверить, нарушите ли вы чьи-либо права на интеллектуальную собственность.
Одним из важных этапов проверки является проверка названия продукта и логотипа. Если компания имеет только бренд без зарегистрированного товарного знака важно проверить, есть ли зарегистрированный схожий логотип или название продукта другой компании в виде товарного знака. Если схожий логотип или название продукта или услуги уже существуют в виде зарегистрированного товарного знака в другой компании, то существует и риск нарушить ее права, а значит, возникнет необходимость создавать другой логотип, менять название, терять время и деньги. Правообладатель товарного знака также имеет право прекратить использование названия и логотипа выпускаемого товара или услуги в судебном порядке и требовать выплатить компенсацию до 5 миллионов рублей.
Также и в случае производства продукции компании за рубежом с последующей ее транспортировкой в Россию. Если такая компания не имеет зарегистрированного товарного знака, необходимо проверить факт наличия схожего товарного знака в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности. Если таковой имеется, то продукция компании может быть конфискована и возбуждено дело об административном правонарушении с выплатой штрафа.
Поэтому перед тем как выпустить новый продукт на рынок необходимо проверить его на патентную чистоту во всех странах, где планируется его производство и распространение. Иначе, в случае выявления нарушений права на чей-либо товарный знак или патент, товар может быть изъят и его реализация будет запрещена, а нарушитель может быть привлечен к административной ответственности с возмещением убытков и выплатой штрафа.
Таким образом, для более надежной защиты нового продукта необходимо:
- зарегистрировать его название или логотип в виде товарного знака перед выходом товара или услуги на рынок, поскольку конкуренты-нарушители, отслеживая незарегистрированные товарные знаки, могут зарегистрировать их на себя и затем предложить их выкупить или предъявить иск за незаконное использование их товарного знака. Отсутствие товарного знака на логотип или название продукта также способствует ограничению в его продвижении и реализации, поскольку рекламодатели, как правило, более охотно соглашаются размещать рекламу на товары или услуги только при наличии их маркировки зарегистрированным товарным знаком. После регистрации логотипа или товарного знака его вносят в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, что может защитить продукт от ввоза контрафакта, в случае если он производится за границей и импортируется в Россию;
- можно получить патент на изобретение или полезную модель для продукта, но вначале необходимо проверить его патентоспособность. Если он удовлетворяет ее условиям, то продукт необходимо запатентовать до выпуска товаров на рынок;
- можно запатентовать форму продукта или дизайн упаковки в качестве промышленного образца, но также до выпуска его на рынок.