Франчайзинг : условия заключения договора, права и обязанности сторон

 

Франчайзинг или договор коммерческой концессии представляет собой договор передачи другому лицу права использования комплекса исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, коммерческого опыта и деловой репутации.

 

 В соответствии с ГК РФ договор франчайзинга должен быть обязательно возмездным, заключается в письменной форме и включает в себя право на использование объектов интеллектуальной собственности. Франчайзинг может заключаться между коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ……………………………… Бланк заявления на регистрацию договора коммерческой концессии


Франчайзинг. Условия заключения  

 

• Правообладатель не должен предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав на интеллектуальную собственность другим лицам для их использования на территории, которая закреплена за пользователем или самому воздерживаться от аналогичной деятельности на этой территории;

• Пользователь не должен конкурировать с Правообладателем на территории, на которую распространяется действие франчайзинга, в случае осуществления своей предпринимательской деятельности с использованием исключительных прав, принадлежащих Правообладателю;

• Пользователь обязан отказаться от получения по договору коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов или потенциальных конкурентов правообладателя;

• Пользователь обязан реализовывать, перепродавать закупленные товары, выполнять работы и оказывать услуги по ценам, установленным правообладателем, используя принадлежащие ему исключительные права. Пользователь не должен реализовывать аналогичные товары, выполнять аналогичные работы или оказывать аналогичные услуги, используя товарные знаки других правообладателей;

• Пользователь должен продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги только в пределах территории, оговоренной в договоре;

• Пользователь обязан согласовывать с Правообладателем место коммерческих помещений, их внешнее и внутреннее оформление согласно договору.

 

Обязанности Правообладателя согласно статье 1031 ГК РФ  

 

Правообладатель обязан:

передать Пользователю техническую и/или коммерческую документацию в полном объеме  для осуществления деятельности;

осуществить регистрацию договора франчайзинга в Роспатенте (в случае отсутствия предусмотренной договором подачи договора франчайзинга Пользователем);

провести подробный инструктаж Пользователя и его сотрудников по вопросам использования полученных прав;

оказывать Пользователю и его сотрудникам услуги по технической помощи и консультативному содействию в обучении и повышении их квалификации;

осуществлять контроль качества товаров и/или услуг, производимых и/или оказываемых Пользователем по договору франчайзинга.

Пользователь обязан согласно статье 1032 ГК РФ:

 

— использовать  объект интеллектуальной собственности (коммерческое обозначение или товарный знак) Правообладателя указанным в договоре образом;

— соблюдать инструкции и указания Правообладателя по обеспечению соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав таким образом, как они используются Правообладателем, а также указания относительно  внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, которые используются Пользователем согласно предоставленному ему договору;

— не разглашать секреты производства и другую конфиденциальную коммерческую информацию Правообладателя;

— оказывать покупателям и/или заказчикам все дополнительные услуги при приобретении и/или заказе ими товара или услуги, которые учтены в договоре;

— обеспечивать соответствие качества производимых Пользователем на основе договора товаров или услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых Правообладателем.

 

При этом, в договоре франчайзинга (коммерческой концессии) может быть оговорена обязанность Пользователя о  предоставлении определенного количества субконцессий, согласно которым Пользователь по договору коммерческой концессии обязуется передать Субпользователю полный комплекс полученных им прав или часть их на объект интеллектуальной собственности от Правообладателя.

 

О правах Пользователя при заключении договора франчайзинга на новый срок

 

Если Пользователь исполнял свои обязанности строго по договору и в сроки, установленные договором, то они имеет преимущественное право после истечения срока коммерческой концессии на заключение повторного договора на новый срок. При этом условия нового договора могут быть изменены по соглашению сторон.

В практике встречаются такие случаи, когда Правообладатель отказывает Пользователю в продлении договора. При этом, если Правообладатель заключает договор с другим лицом в течение года со дня истечения срока договора с Пользователем и представляет ему те же права что и были даны Пользователю по прекратившему договору и на тех же условиях, то в этом случае Пользователь имеет право через суд потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом в заключении договора на новый срок. Или Пользователь может потребовать от Правообладателя только возмещения убытков.

Если исключительное право на объект интеллектуальной собственности или услуги прекращает свое действие, то и договор коммерческой концессии также прекращает свое действие.