База знаний

Подбор класса МКТУ для товарного знака как залог успеха в бизнесе

14.11.2024 14:44:00

     Одним из важных условий успешного развития и защиты бизнеса, его конкурентоспособности на рынке является наличие правовой охраны для его объектов интеллектуальной собственности, что предусматривает тесное взаимодействие представителей бизнеса и патентных поверенных.

     К одному из ключевых моментов относится правовая охрана товарных знаков для выпускаемых компанией товаров или ею оказываемых услуг. Важным условием положительного решения Роспатентом о выдаче свидетельства о регистрации знака является корректно составленный перечень товаров и услуг, в отношении которых будет осуществляться их правовая охрана, и указание классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков, разработанная Всемирной организацией интеллектуальной собственности - ВОИС), относительно которых знаки регистрируются. Всего в классификаторе выделены 34 класса для товаров и 11 классов для услуг (в каждом классе перечислены относящиеся к нему товары и услуги, число которых составляет около 9 000 единиц). На сайте ФИПС приведён перечень всех товаров и услуг на русском, английском и французском языках.
     Указание классов МКТУ для обозначения необходимо, поскольку эксперты Роспатента должны понимать, будут ли товарные знаки вводить в заблуждение потребителя или нет.
     В первых 34 классах товары классифицируются, как правило, в соответствии с их функцией и назначением, например:
- необработанное или частично обработанное сырье классифицируют как правило, по материалу;
- в том случае, если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, состоящему из многих компонентов, то их классифицируют по преобладающему в них материалу;
- контейнеры, используемые для упаковки или хранения товара, классифицируются в том же классе, что и сам товар.
Услуги классифицируются в соответствии с направлением деятельности:
- услуги по прокату – в соответствии с услугами, осуществляющимися с помощью объектов проката;
- услуги, связанные с научными исследованиями и образованием (н-р, воспитание, образование и развлечения – 41 класс, научные разработки – 42 класс и т.п.);
- услуги по франчайзингу классифицируются в том же классе, что и услуги, предоставляемые франшизодателем (н-р, классы 35, 36, 45).
     То есть, в каждом классе есть список товаров или услуг с учетом их особенностей - класс МКТУ определяет, в каком виде деятельности правообладатель работает, и какие товары или услуги будут защищены товарным знаком. Причем, если один и тот же товарный знак относятся к разным классам МКТУ и товары являются неоднородными, то его можно зарегистрировать для разных владельцев.
     Однако следует помнить, что если правообладатель хочет зарегистрировать знак для большого количества классов МКТУ, но при этом не используется для большинства из них, то существует риск его аннулирования. Большим минусом также является тот факт, что правообладатель должен платить пошлину за каждый используемый класс МКТУ, а значит, чем больше классов, тем больше пошлина.
     И наоборот, чем меньше товаров и классов указано в заявке, тем быстрее проходит экспертиза и проще регистрация, а правообладатель получает свидетельство в короткие сроки.
     Стремление правообладателя зарегистрировать как можно больше классов МКТУ на один и тот же товарный знак свидетельствует о его желании развивать свой бизнес. В данном случае важно учитывать фактор однородности товаров и/или услуг.
Согласно законодательству, под однородными понимаются товары/услуги, в отношении которых у потребителя (при условии сходства названий товаров) может возникнуть, например, представление об их принадлежности одному и тому же изготовителю.
     Например, компания занимается производством и продажей тканей для пошива спецодежды для сотрудников различных специальностей, включая пожарных, и производитель выбирает 24 класс МКТУ «текстиль» для регистрации ТЗ, но получает отказ, поскольку ему противопоставляется ТЗ в отношении 40 класса МКТУ (обработка материалов). 40-й класс является классом услуг и включает такую позицию как «обработка тканей для придания огнестойкости». Товар «текстиль» и услуга «обработка тканей для придания огнестойкости» являются однородными друг другу, и в случае тождественных или сходных названий/изображений потребитель может счесть, что изготовлением ткани «текстиль» и оказанием услуг «обработка тканей для придания огнестойкости» занимается одно и то же юридическое лицо или взаимосвязанные лица. В описанной ситуации существует риск введения потребителя в заблуждение, а значит в регистрации товарного знака скорее всего будет отказано.
     Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что при оформлении заявки на регистрацию товарного знака очень важно правильно подобрать для него класс МКТУ с учетом развития новых направлений в не долгосрочной перспективе, включив в его перечень выпуск всех предполагаемых товаров и оказание соответствующих услуг. Только при таком подходе к правовой охране товарный знак будет оставаться эффективным инструментом в конкурентной борьбе.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу