База знаний

Правовая защита логотипа

11.06.2024 13:09:00

     Практически у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя есть логотип, который является важным элементом их брендинга и маркетинга, а также служит для улучшения узнаваемости продукции на рынке среди конкурентов. Логотип наносится на товары, размещается в рекламных материалах, используется на сайтах и в социальных сетях компании. Именно на него ориентируются потребители при выборе товара или услуг.

      Процесс создания качественного логотипа требует привлечения профессионалов и связан с финансовыми и временными затратами, а поскольку он, как результат творческой деятельности автора, относится к объекту интеллектуальной собственности, то важно знать и учитывать особенности правовой охраны при заказе логотипа.
     Прежде чем приступить к работе над логотипом важно изучить рынок и логотипы своих конкурентов, чтобы не создать похожий и не нарушить права других компаний.

     При заказе логотипа в договоре авторского заказа с дизайнером важно указать, что исключительные права на него переходят от автора к заказчику. Без этого пункта безопасное использование логотипа проблематично. Кроме того в договоре необходимо указать, что дизайнер несет ответственность за использование чужих объектов авторского права при работе над логотипом и в случае поступления претензии от третьего лица, убытки за некачественную работу взыскиваются с него. К заключаемому договору авторского заказа нужно приложить подробное техническое задание.

    После того, как работа над логотипом будет полностью завершена и заказ получен, его необходимо зарегистрировать в качестве товарного знака (комбинация логотипа и словесного обозначения), предварительно проверив его на уникальность по базе данных Роспатента с учетом положений ст. 1483 ГК РФ. Для проверки используют не только платные, но и бесплатные сервисы с информацией о зарегистрированных товарных знаках.

     Если проверка на уникальность товарного знака (ТЗ) прошла удачно, то далее подается заявка на его регистрацию в Роспатент с указанием классов МКТУ, с платежным документом, подтверждающим уплату пошлины за проведение экспертизы и иными документами, требуемыми Роспатентом. Подача комплекта документов возможна как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

     После удачного прохождения формальной экспертизы, экспертизы по существу и принятии Роспатентом положительного решения, ТЗ регистрируется, а его владелец после уплаты госпошлины за внесение в Государственный реестр получает свидетельство о регистрации и соответственно исключительные права на него.

     В случае получения отказа от Роспатента регистрировать логотип в качестве товарного знака можно попытаться:

- его доработать или изменить полностью;
- изменить классы МКТУ, чтобы не было пересечений с похожими объектами интеллектуального права;
- аннулировать уже зарегистрированный похожий знак, если удастся доказать, что владелец не использует его три года подряд;
- доказать, что товарный знак стал узнаваемым для потребителей еще до подачи заявки на регистрацию, а далее оформлять повторную заявку;
- обратиться к правообладателю схожего знака и попытаться получить от него письменное согласие на регистрацию своего.

     Следует отметить, что в зависимости от того, зарегистрирован логотип в качестве товарного знака или нет, при его защите вступают в силу разные правовые нормы. 
     Так, если логотип не зарегистрирован в качестве ТЗ, все же он относится к объекту интеллектуальной собственности, который передаётся правообладателю от исполнителя по договору авторского заказа или в качестве служебного произведения. А при нарушении исключительного права (использование чужого логотипа без согласия) наступает ответственность в соответствии со ст. 1301 ГК РФ.
     В том случае, если логотип зарегистрирован как товарный знак, к нарушителю применяются нормы статьи 1515 ГК РФ. То есть, его правообладатель получает монополию на использование логотипа в составе товарного знака, а в случае нарушения его исключительных прав можно взыскать с нарушителя компенсацию.

     В заключение хотелось бы сказать о преимуществах регистрации логотипа в качестве товарного знака. Например, зарегистрированный логотип можно использовать в качестве залога для получения кредита или для привлечения инвесторов и партнеров, поскольку он стоит на балансе компании как нематериальный актив, что делает ее более привлекательной для бизнеса.
Однако для успешного и эффективного разрешения спорных ситуаций, связанных с разработкой и использованием логотипа, необходимо привлекать таких профильных специалистов как патентные поверенные и юристы по интеллектуальной собственности.
Остались вопросы?
В случае возникновения вопросов, каждый Клиент может получить бесплатную консультацию по телефону или отправив заявку
Заказать консультацию

Заказать услугу